Новости Учебная работа Расписание уроков Воспитательная работа Достижения История школы Выпускники Горячая линия Безопасность ОУ Обратная связь

ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ

Информация о медиации в образовании и службе медиации

Медиация - одна из технологий альтернативного урегулирования споров  с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора... (wikipedia)

Об истории развития школьных служб медиации

Медиация в образовательной сфере в России развивается в форме Школьных служб медиации (примирения). Целью создания таких служб в школах стало оказание помощи несовершеннолетними в ситуациях совершения правонарушений, а также  в  решении конфликтных ситуаций.

В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».

Необходимость создания школьных служб медиации (примирения) в 2012 году закреплена в Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 и является одним из положений Плана первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

В 2012 году службы действовали в 15 регионах России. В настоящее время – во всех регионах России.

О цели работы службы медиации:  

развитие восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

О задачах службы медиации:

 Замещение административных методов решения конфликтных ситуаций, - восстановительными

 Формирование и развитие у участников образовательного процесса  культуры поведение в конфликте,  ценностей восстановительного подхода

 Внедрение опыта использования восстановительных методов в сложившуюся в образовательной организации систему воспитания, использование методов восстановительной медиации при выстраивании взаимопонимания между педагогами, обучающимися и их родителями.

О педагогах, владеющих технологией медиации

Чужакова Ирина Николаевна - куратор службы.

1. Статья «Освоение и применение приемов школьной медиации»

2. Свидетельство о публикация в СМИ

Ташимова Ольга Алексеевна - учитель начальных классов

Кравцова Анна Сергеевна - учитель математики

О графике работы службы

Понедельник - Пятница

9.00 – 16.00

О составе службы

Чужакова Ирина Николаевна - куратор службы

Ташимова Ольга Алексеевна - учитель начальных классов

Кравцова Анна Сергеевна - учитель математики

О принципах работы медиатора

- Медиатор беспристрастен к обеим сторонам и нейтрально относится к обеим сторонам

- Медиатор гарантирует конфиденциальность  доверенной ему информации

- Медиатор не навязывает сторонам решений, не судит, не обвиняет, помогает договориться

- Медиатор организует встречу при добровольном согласии обеих сторон

О преимуществах обращения в службу

- Конфликтная ситуация разрешается в интересах обеих сторон (нет выигравших/проигравших)

- Стороны сами выбирают стратегию разрешения спора

- Стороны могут общаться дальше без негатива  

- Стороны выполняют взятые на себя обязательства, т.к. взяли их на себя добровольно

- Встреча проводится только по согласию обеих сторон

- В будущем конфликт повторяется крайне редко

О ситуациях,  в которых служба может оказать помощь

- Конфликт (спор) между сверстниками, друзьями

- Конфликт с участием  родителей и (или) учителей

- Совершение противоправного деяния

- Буллинг (травля, бойкот, игнорирование, угрозы)

- Кража

- Распространение порочащей информации, оскорбления

- Претензии, непонимание

О юридических основах   создания служб медиации в школе

1. Организация школьной службы медиации в образовательных организациях осуществляется согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. и Планом первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р).

2. Выдержки из Положения о службе медиации

1. Общие положения

1.1. Служба школьной медиации – эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и педагогов, работников образовательного учреждения, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.

1.2. Служба школьной медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается, в первую очередь, обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности разрешить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы разрешения конфликта и/ или меры воздействия.

1.3. Служба школьной медиации (примирения)  является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних,  когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору, делегированы третьему лицу. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.4. Метод «Школьная медиация» – это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

1.5. Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

1.6. Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности. Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.

1.7. Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;

ФЗ N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;УИК РФ;

Приказ Министерства Юстиции РФ №61/70 от 27.03.2006г.;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

2. Цели и задачи службы примирения

2.1.Основная цель службы школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации обучающихся, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

2.2.Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:

2.2.1. создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с обучающимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении;

2.2.2. интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания;

2.2.3.повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой обучающимся, в первую очередь относящимся к группам риска, доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация системы таких органов и организаций;

2.2.3.повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;

2.2.4.обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов обучающихся,

ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;

2.2.5.деятельность служб школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) для обучающихся и для сотрудников образовательной организации, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях путём:

- распространения знаний среди учащихся, педагогов, сотрудников о цивилизованных формах разрешения конфликтов;

- помощи в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;

- снижения количества административного реагирования на правонарушения;

- проведения примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных конференций и т.д. ) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;

- обучения обучающихся цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;

- информирования участников образовательного процесса о принципах и ценностях восстановительной медиации.

3. Принципы деятельности службы примирения

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Порядок работы службы примирения

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы примирения, родителей.

5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.

5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «круг сообщества», «школьная восстановительная конференция», «семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

5.4. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам, рассматриваемым в КДНиЗП или суде. Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу.

5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители.

5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.

5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии.

5.8. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации)

куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.

5.9. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.10. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.11. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

5.12. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.

5.13. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.14. При необходимости служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).

5.15. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.

5.16. Руководитель (куратор) службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в Ассоциацию восстановительной медиации для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программ).

5.17. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается, по возможности, информировать и привлекать родителей к участию в медиации (а по указанным в пунктах5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей

или согласие на проведение медиации без их участия является обязательным).

5.18. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.

5.19. По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется Федеральным законом № 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника

(процедуре медиации)».

5.20. При необходимости, служба примирения получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных»

№ 152-ФЗ.

Сведения об образовательной организации ГТО Доска почета ГИА Методкабинет Инклюзивное образование